«А коли хочешь Господу услужить, обласкай ребеночка и услужи ему»

541
«А коли хочешь Господу услужить, обласкай ребеночка и услужи ему»
Jesus

О необходимости и ответственности за христианское школьное образование детей. 

На вопросы отвечает Илья Иосифович Гункин, координатор Академической программы подготовки священнослужителей «Слово Жизни».

Имеет два высших образования, аспирант, религиовед, специалист по управлению социальной и религиозной деятельностью.

Зачем нужна христианская школа?

Вопросами христианского образования и воспитания детей задавались многие выдающиеся мыслители. Достаточно упомянуть Достоевского и Толстого, которые посвятили детству, отрочеству и юности немало своих произведений, причем в образовательно-воспитательном процессе уделяют главное внимание воспитанию религиозного «нравственного чувства». Старец Зосима в черновом наброске Достоевского к роману Братья Карамазовы говорит: «А коли хочешь Господу услужить, обласкай ребеночка и услужи ему». Федор Михайлович в целом ряде своих работ настаивал на религиозной составляющей в школьном образовании. Вообще говоря, если взяться составлять список тех людей, чьим союзником в этом вопросе я являюсь, то он растянется на несколько страниц, причем в нем окажутся многие очень известные и уважаемые имена. Из евангельских и протестантских лидеров активными энтузиастами основанного на Библии школьного образования были Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Уэсли.  На христианском образовании детей настаивали такие известные лидеры движений евангельско- харизматического пробуждения 20-го века как Орал Робертс, Кеннет Хейгин и Лестер Самралл.

Если же говорить по существу, то успешный предприниматель знает, что для того, чтобы бизнес шел по-настоящему успешно, нужно научиться не просто продавать что-то, но максимально полно удовлетворять определенные нужды людей. В подобном прагматичном ключе нужно подходить и к христианской школе, поскольку школа оказывает родителям определенную услугу в сфере образования их детей.  Нужно начинать с конца, начинать с той нужды, которая есть у родителей — христиан в отношении образования их детей.

Если целью родителей является успешное получение ребенком аттестата о среднем образовании, тогда, помимо христианской, у родителей есть большой выбор. Существует множество вполне приемлемых и достойных учебных заведений, неплохо справляющихся с подобной задачей.

Некоторые ставят более серьезные цели помимо аттестата — изучение языков, спортивные достижения, развитие музыкальных, художественных, физико-математических и прочих способностей – есть немало хороших мест, успешно решающих и эти вопросы.

Если же, не смотря на важность аттестата и развития способностей, главной целью родителей в образовании ребенка является формирование у него библейского мировоззрения, то в этом случае я вижу лишь две альтернативы — либо построенное на библейских ценностях семейное образование, либо христианская школа.

Почему столь однозначно?

Тому есть несколько причин, и главная из них в том, что согласно основополагающего христианского принципа духовного развития, коим является принцип наставничества / ученичества, всякий ученик, в большей или меньшей степени, воплощается в образ своего учителя. Мировоззрение учителя самым серьезным образом влияет на формирование мировоззрения ученика. А мировоззрение формирует его мироощущение, эмоциональную жизнь, что, в свою очередь определяет его поведение. То, что входит в разум, затем наполняет жизнь» – этот девиз Международного Библейского Общества вполне приемлем и для школы. Если преподавательский коллектив состоит из атеистов, христиан, буддистов, мусульман и т.п. то ребенок, еще не способный к критическому мышлению, с раннего детства попадает в глубокий мировоззренческий конфликт. Преподаватель, хотим мы того или нет, будь то преподаватель младших классов или предметник, по сути несет глубочайшую воспитательную функцию, при этом проводит он с ребенком в школе по много часов в день в течение многих месяцев и лет. Реальность современной жизни такова, что в школьные годы ребенок проводит намного больше времени с учителями в школе, чем со своими родителями. Что само по себе уже не вполне нормально. А если помимо этого ценности, которые вкладывают учителя в светских школах, принципиально отличаются от тех ценностей, которые им желают привить родители, то ситуация, на мой взгляд, становится и вовсе неприемлемой, поскольку получается, что родители, на словах желающие привить ребенку одно, на деле прививают другое. Желая заложить в его жизнь основание веры доверяют формирование ребенка людям, в жизни которых этого основания нет. Нужно оговориться, что есть какое-то количество школ, учителя которых являются по большей части носителями христианского мировоззрения. Но поскольку формирование такого коллектива не является общим правилом государственной школы, даже в таких школах ценностная ориентация преподавательского состава – из-за кадровой текучки и отсутствия общей нацелененности руководства на библейское мировоззрение – весьма нестабильна.

Что Вы вкладываете в понятие «мировоззрение» и почему, на Ваш взгляд, формирование библейского мировоззрения в детях так важно? 

На мой взгляд, мировоззрение – это комплекс базовых представлений человека о себе и окружающем мире, состоящий из трех главных составляющих: представлений о реальности, познании и ценностях. Этото комплекс является в буквальном смысле фундаментом человеческого сознания и подсознания, играющим определяющую роль в его жизни.  Если вы хотите по-настоящему повлиять на человека, то вы, прежде всего, должны повлиять на этот фундамент. Это то, что хорошо понимали и о чем учили еврейские пророки, апостолы, сам Христос, сравнивая развитие и формирование человека со строительством дома.

Давид: Когда разрушены основания, что сделает праведник? (Псалом 10:3)

Исаия: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Исаия 28:16). «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Исаия 58:12).

Павел: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. (1 Коринфянам 3:10-11) «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефесянам 2:20-22).

Христос: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Луки 6:47-49).

Теперь, если мы посмотрим на упомянутые три составляющих мировоззрения в свете библейского подхода, то обнаружим существенные отличия их библейского содержания от небиблейских мировоззренческих форм (других религиозных или научно – атеистических подходов).

  1. Реальность. Библейские представления о реальности вселенной, ее истоках, причинах, устройстве, настоящем и будущем, в некоторых существенных составляющих (хотя, нужно признать, далеко не во всех) расходятся с представлениями современной науки. Библейское представление о реальности можно кратко выразить как «креационизм» (при всей многозначности понятия), в противовес позитивно – научным представлениям «эволюционизма» (при всей многозначности и этого понятия). Библия утверждает, что Вселенная – это результат творческих усилий Бога-Творца, а эволюционизм считает ее результатом миллионов лет «естественного отбора». В основе и того и другого подхода лежат определенные, в сущности своей недоказуемые аксиоматические утвержения, требующие доверия. Только в одном случае они исходят из Священного Писания, а в другом – их гипотетических предположений человеческого разума, основывающихся на логическом осмыслении относительно достоверных артефактов и достижений эксперимментальной науки. Помимо этого, Библия говорит о целостной реальности видимого и невидимого мира, лишь небольшая часть которой «видима», доступна восприятию человеческим органами чувств, а большая, и, возможно, основная часть целостной реальности «невидима», т.е. органам человеческих чувств недоступна. Научное же мировоззрение формируется только на основании анализа видимого мира (мира, доступного восприятию органами чувств, пусть даже усиленными достижениями современной техники). По моему глубокому убеждению, христианская школа призвана сформировать у ребенка мировозрение, построенное на гармоничном библейском представлении о единстве видимого и невидимого мира в креационистской концепции. На первое место в образовательном процессе христианской школы должны ставиться не просто эмпирически накопленные человечеством знания (сами по себе несущие немало практической пользы), но знания, интегрированные в библейское мировоззрение. Это не значит, что преподаватель должен замалчивать о всех существующих несоответствиях между эмпирическими знаниями и откровением (существование которых неизбежно вследствие несовершенства человека как в духовном, так и в естественно — научном познании) но давать «откровенную» основу представлениям о реальности как таковой, утверждая сущностную относительность эмпирического знания о реальности и его вторичность по отношению к божественному откровению.

Апостол Павел предостерегает нас: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею (Прим.: во времена Павла так называли науку) и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам 2:8).

  1. Познание. Говоря богословски, только основываясь на вышеизложенных представлениях о реальности и возможно понять и усвоить собственно библейский способ познания (усвоения, схватывания) реальности. Если «видимая» часть реальности познаваема — по крайней мере, отчасти, относительно познаваема, — эмпирической по сути, то есть построенной на экспериментальном чувственном познании, наукой, то невидимая ее часть познаваема только через откровение Духа. Причем христианский подход делит это откровение на общее и особенное (специфическое).

Общее откровение можно представить в виде четырех составляющих:

— Откровение Бога в творении: откровение о Творце и Создателе мира, раскрывающееся в божественной крастоте Вселенной, ее целесообразности, упорядоченности, системной иерархичности;

— Божье провидение: откровение о незримом присутствии и участии Бога и его Духа в человеческих делах;

— Откровение о божественном сохранении: откровение о постоянном божественном сохранении и воспроизводстве жизни и Вселенной;

Христиане по всему миру верят, что описанного выше общего откровения достаточно для того, чтобы человек соприкоснулся с реальностью Бога Творца.  Но его недостаточно ни для спасения человека, ни для познания Творца. Спасение и Богопознание возможно только в конкретном, особенном, специфическом откровении полного Боговоплощения в Человеке Иисусе Христе, которое само по себе можно условно разбить на несколько частей:

— Предвоплощение: откровение, дарованное Богом через ангелов, представлявших Христа, еще не пришедшего в мир: явление Троицы Аврааму и проч.

— Чудеса Божьи: сверхъестественные исцеления, воскрешения мертвых и т.п., свидетельствующие о грядущем Боговоплощении и божественной победе над смертью;

— Прямое обращение Бога к человеку через пророческое Божественное Слово, «воплотившееся» в еврейских пророках;

— Откровение через Ангелов (например, явление Ангелов в Вифлееме в Рождество Христово);

— Воплощение Бога во Христе;

— Священное Писание как основной источник знания об особенном, конкретном откровении божьем;

— Воплощение Христа в каждом конкретном человеке;

— Воплощение Христа в Церкви, в спасенном (боговоплощенном) человечестве.

Таким образом, библейский способ познания реальности состоит в том, чтобы познавать мир в единстве его эмпирической (естественной) и духовной (сверхъестественной) составляющих. При этом, не смотря на близость креационистского и эволюционистского подходов к познанию эмпирическому, библейское эмпирическое познание накладывается и пересекается с познанием реальности в общем откровении, и уже на уровне приятия / не приятия общего откровения конфликтует с эволюционистским подходом. Нельзя сказать, что познание через откровение в эволюционистском подходе отсутствует.  Напротив, приобретая форму «интуитивного» познания действительности оно глубоко разрабатывается как в философии и психологии, так и в общественных и естественных науках, например, в биофизике. Разница лишь в том, что интуиция эволюционизма имеет принципиально другие источники. Это может быть «единое» неоплатоников или «сущее» Хайдеггера, «бессознательное» Фрейда или телепатические способности экстрасенсорики, обожествленный человеческий разум (дух) Гегеля или теория биополя и его энергетики. Современная наука серьезно знанимается изучением форм «интуитивного схватывания» реальности, что не может не находить свое отражение как в содержании современных школьных программ, так и в школьной педагогике (или даже точнее – в педагогической психологии). По отношению к этим интуициям библейское откровение стоит особняком, как по источникам, так и по формам. Оно, с одной стороны, не настаивает на полной несостоятельности интуиций, но, с другой, призывает относится к ним с высочайшей осторожностью. Поскольку познание невидимого вводит человека в соприкосновение с миром духовным, апостольское учение Нового Завета предостерегает: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Иоанна 4:3).

Из вышеприведенного отрывка видно, что Библия не отрицает важности духовно — интуитивного познания (иначе бы она просто запрещала контакт с духовным миром), но также она предостерегает и показывает большую вероятность ложного духовного познания, неправильного «схватывания» духовной реальности в духовном опыте (опыте соприкосновения с невидимым миром), фальсифицированном духовными сущностями (духами), не признающими Боговоплощения в Иисусе Христе.

Соответственно, не только общие представления о реальности (креационизм — эволюционизм, видимое — невидимое и т.п.) но и сам процесс познания реальности (которое (познание) по сути никогда не просто эмпирическое, но практически всегда духовно – или интуитивно – эмпирическое) имеет глубоко духовную природу и требует ответственного христианского подхода к организации педагогического процесса. Это не исключает использования достижений современной психолого — педагогической мысли, но, скорее, требует их критической оценки и при необходимости коррекции (местами существенной) в свете библейской теории познания. Христианский педагог безусловно должен обладать современными психолого — педагогическими компетенциями, но эти компетенции, сами по себе, должны быть осмыслены на основе библейского учения о человеке (библейской антропологии) – о его природе, о его личности, о трагическом полном разрыве с Богом (кстати, основной проблемой разрыва стал как раз выбор человеком неправильного пути познания) и пути спасения; а также на основе библейского подхода к педагогике не только как к светской профессии (коей она, безусловно, является), но также как к христианскому служению детям, наставничеству, оказанию качественной помощи в реализации божественного потенциала ребенка.

  1. Ценности. Ценности учащегося – это, возможно, одна из самых горячо обсуждаемых тем педагогики сегодня. Классическое учение о ценностях делится на две части – эстетику (представления о красивом и уродливом) и этику (представления о добре и зле). И главный вопрос и у родителей, и у педагогов сегодня: Как привить ребенку «правильные» ценности? Причем не просто научить его внешне соглашаться с тем что правильно, а что нет, но поступать в соответствии с определенными ценностями, принимать ценностно-ориентированные решения. Как сделать так, чтобы у ребенка сформировались устойчивые привычки выбирать добро и красоту в противовес злу и уродству?

Всякое честное исследование способов реализации высоких ценностей в жизни человека приводит к неизбежному выводу: в основе «неправильных ценностных выборов человека лежит недостаток мотивации…  Большинство людей, как им кажется, неплохо знает ответ на вопрос «Что?» должно быть сделано. Основная проблема возникает в не нахождении хорошего ответа на вопрос «зачем?» это делать. Поскольку выборы добра и красоты, за редким исключением, весьма болезненны, так как они в большинстве случаев требуют серьезных трудовых усилий, воздержания и терпения, послушания, отказа от определенных, пусть и этически неправильных, но приносящих удовольствие поступков, ребенок громко и тихо, про себя и в слух, на уровне сознания и подсознания вопрошает: «А зачем мне это нужно?!» Человеку нужна какая-то эмоциональная компенсация этих усилий и страданий, нужно понимание причин.

Для христианства причина заключена в самой библейской реальности Иисуса Христа, как образа совершенного, настоящего человека, каким хочет видеть каждого из людей Бог. Человека, внутренняя и поведенческая крастота которого — это красота Божья, это Слава Божья! Это то, ради чего действительно стоит терпеть определенные лишения. Апостол Павел учит: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18).

Вопрос ценностей возвращает человека к первым двум пунктам его мировоззрения, к его базовым представлениям о реальности мира и самого себя, а также о способах познания этоцй реальности. Представления человека о добре и зле, красивом и уродливом, сами по себе, в отрыве от его представлений о целостной реальности, не несут в себе достаточной мотивирующей силы для совершенного (этически и эстетически правильного) действия, не мотивируют к нему.

Именно поэтому один из самых выдающихся протестантских богословов XX века Дитрих Бонхеффер в главном труде своей жизни, посвященном этике, утверждает, что «христианская этика возможна только как оформление...». «Оформление» чего? Оформление реальности образа Иисуса Христа в жизни верующего человека и в жизни церкви.  Христос приходит в мир чтобы сделать человека человеком, таким, каким он был создан. Не сверхчеловеком, не Богом, но настоящим богозданным человеком. С точки зрения библии человек потерял себя, богозданное содержание своей жизни, когда встал на путь самостоятельного познания добра и зла, на путь этики, автономной от Бога (независимой от Бога).

Каким же образом Христос восстанавливает человека, его сущность и поведение. И какое отношение это имеет к школьному образованию? 

Можно ответить очень коротко: через воплощение. Если же ответ немного развернуть, то, как я уже упомянул, Христу не нравится умозрительная теория блага («Что ты называешь Меня благим?», — говорит он искателям — теоретикам), поскольку эта теория так и остается невоплощенной, нереализуемой теорией, которая, к тому же, ищет автономии, внутренней независимости от Бога. Поэтому для христианства совершенно очевидно, что восстановление не приходит через некую абстрактную, пусть даже очень хорошую и содержательную этику и требования родителей и педагогов эту этику соблюдать. Единственный библейский путь восстановления — это формирование образа настоящего человека Иисуса Христа внутри каждого человека, его сознании, его сердце, и затем через оформление этого образа в его поведении (этике).  Нетрудно заметить, что формирование образа совершенного, или, правильней сказать, настоящего человека во многом проистекает из эстетических предпочтений человека, из того, какие книги он читает, какую музыку слушает, с камими людьми проводит время, каких людей считает своим примером, какие фильмы смотрит и т.п., поскольку в этот образ он и будет вополощаться. По этому главной педагогической задачей наставников (как родителей, так и педагогов) как раз и становится то, чтобы тактично (то есть с уважением к свободе выбора ребенка) но компетентно и уверенно направить его взгляд на правильные вещи, то есть на то, что сформирует в нем образ истинной реальности: на реальность мира и человека в нем, описанную в Библии; реальность Творца, стоящего за всем творением; реальность Иисуса Христа — как образа настоящего Человека, к вополощению которого каждый должен стремиться; реальность Духа Святого  — как ежедневного Помощника и Защитника человека на всех его путях, неиссякаемый Источник жизненной силы и мудрости; реальность церкви, как спасенного и боговоплощенного человечества. Если взгляд ребенка будет прикован к этим образам достаточно долго, запустится процесс формирования и оформления образа. Бог дал человеку свободу воли. В этой свободе каждому суждено в большей или меньшей степени пройти через грехопадение и неправильные выборы, причем уже в самом раннем возрасте (уже от 3-х лет).  Неправильные выборы превращаются в привычки и твердыни — интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие. А эти твердыни затем блокируют для ребенка доступ к познанию божественной реальности. Сверхзадача наставников (в жизни редко достижимая) не позволить этим твердыням образоваться. Но если они уже существуют (как это обычно случается), задача наставника — снять эту блокировку истинной реальности на интеллектуальном, эмоциональном и поведенческом уровне (т.е. на уровне разума, чувств и воли), дать ребенку реальный выбор между образом Христа и Его реальности и всеми другими образами. Выбор, который в противном случае, будет весьма затруднен. На интеллектуальном уровне этот вопрос решается интеграцией школьных предметов в библейское мировоззрение, на эмоциональном – через христианское христоцентричное эстетическое воспитание и христоцентричное общение, на поведенческом — прежде всего через личный пример родителей и наставников, через пасторские часы, молитвенные группы, вовлечение в служение, но также и через определенное небольшое количество ясных дисциплинарных требований.

   Если ребенок прежде всего учится читать Библию и ту литературу, которая раскрывает истинную божественную реальность, если он учится и познает мир на основании этих представлений о реальности, если своим главным примером считает Иисуса Христа и его верных последователей, живет в атмосфере поклонения Богу (в том числе и музыкального поклонения), проводит время в собрании живой поместной церкви, вовлекается в ее служения и богослужения, тогда в нем шаг за шагом совершается этот процесс оформления образа совершенного человека Иисуса Христа, процесс Его воплощения. В своем комплексе этот процесс и можно назвать старым русским словом ОБРАЗОВАНИЕ (формирование и оформление ОБРАЗА).

Нужно особенным образом отметить, что христианская школа – это лишь профессиональный партнер родителей в ОБРАЗОВАНИИ их детей. Конечная ответственность в любом случае лежит на них.

Также важно обратить внимание на то, что мы не говорим только об одном ребенке – вашем или моем. Мы говорим о поколениях. Когда мы говорим о христианском школьном образовании, мы говорим о будущем семьи и рода в этом и в следующих поколениях, о будущем церкви в России, о будущем самого российского общества. Как сказал один известный человек, также энтузиаст христианского образования: «философия классной комнаты в одном поколении станет философией правительства в другом»

«Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (Псалом 77:4-8).

И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Исаия 58:12).

Все библейские цитаты взяты из Синодального перевода Библии.

© 2015, 316NEWS. Все права защищены.