Картина «Христос в пустыне» — самая особенная в творческой биографии Ивана Крамского. В этой работе художник пытался ответить на вечные вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества.
«Христос» Крамского — это странствующий проповедник, который несет истину в мир, это не властитель мира, который хвастает тем, что все знает.
Свою работу Крамской обдумывал на протяжении десяти лет. Вначале 1860-х годов в Академии художеств он сделал первый набросок, в 1867 году — первый вариант картины, который ему не понравился. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», мастер уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. В поисках вдохновения и новых идей, он посещает картинные галереи и художественные салоны, знакомится со старым и новым искусством, совершает поездку в Крым — в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые напоминали пустыни Палестины.
«Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?». В результате своих размышлений художник испытывал «потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении».
И. Крамскому не пришлось делать множество эскизов, он четко знал что ему необходимо: выразительные жесты рук, характерный облик, рисунок одежд Христа. У этой картины имеется два живописных этюда. Второй этюд хранится в Санкт – Петербурге. В картине нет действия, но ярко показана жизнь Святого Духа. Изможденное лицо Христа передает не только страдание, но выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.
После второй выставки передвижников картина «Христос в пустыне» вызвала не только похвалу, но и критику. Писатель И. Гончаров считал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». А критики картины говорили, что Христос И. Крамского не обладает никакими чертами святости, многих возмущал нерусский тип лица Христа.
И. Крамской отдал этому образу все, что роднило его с возвышенным образом Христа. Зрители разглядели типичные черты-разночинца, подмечали сходство и с самим художником: то же худое, угловатое, с резко обозначившимися скулами лицо, глубоко посаженные глаза, прекрасно вылепленный лоб, слегка растрепанная борода.
Картина «Христос в пустыне» восхитила публику. Академия художеств намеревалась присудить Крамскому звание академика, но следуя принципу не иметь ничего общего с официальным искусством, художник отказался. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Третьяков не раз говорил, что «Христос в пустыне» — одна из его самых любимых картин.
Редакция.